"Шахматы - не самоцель, а инструмент развития!"

О пользе решения шахматных задач

занятие шахматами в Минске

Зачем решать шахматные задачи?

Вы задумывались: «Каков путь к прогрессу (развитию) у любого живого существа?» Ответ один - «Поглощение!» И любые другие действия типа: взять в руки палку, придумать алфавит, быть добрым или агрессивным и т.д. лишь способы, облегчающие процесс поглощения. При игре в шахматы у каждого игрока цель та же: «Съесть и не быть при этом съеденным». И вот тут мы подходим к проблеме совершенствования шахматиста – в каждой игровой ситуации на доске в каждый отдельно взятый момент надо: 1. Трезво понимать боевую обстановку (какая сторона к чему стремится); 2. Искать пути реализации своего «стремления». Это называется «Навык преследования цели».

Навык преследования цели – важнейшее качество, которое надо развивать в детях. Иначе они просто не выживут. Но для того, чтобы начать формировать этот навык надо сначала научить ребёнка ставить перед собой цель. И вот тут нам на помощь приходят шахматные задачи!

И все кинулись искать «волшебный» инструмент – задачи… Остановитесь!

Если ребёнок решает задачи без помощи взрослого это плохо! Ну, как минимум – не эффективно. Ведь как сформулирована шахматная задача: «Вот тебе позиция. Ход белых (чёрных). Найди мат за один (2,3,4…) ход». И в мозгу у ребёнка началась переборная работа… А для навыка мышления нам не нужно умение перебирать варианты. Нам нужно умение ставить цель! Поэтому присутствие взрослого (куратора) необходимо. Взрослый должен задать учащемуся вопрос: «Вот позиция, ты играешь белыми (чёрными). Чего бы ты хотел добиться? И куратор должен вытянуть из ребёнка ответ; «Я хочу поставить мат!». А вот после этого приступаем к счётно-переборной работе: «Как?». Если видим, что ребёнок «завис», можем подсказать: «тут мат в 1,2,3.. хода» или «обрати внимание на вот эту фигуру» и т.д. Но ни в коем случае не показывать ход! Обучающийся должен ощутить связь между поставленной целью, путём к ней и результатом.

Где же найти наш «волшебный» инструмент? Конечно, в идеале это книга – бумажный носитель, который находится у куратора в руках. «Но XXI век…» - скажете Вы. Тогда скачайте, распечатайте, возьмите в руку результат Вашего труда и занимайтесь с ребёнком!

Cкачать можно тут:

занятие шахматами в Минскедля начинающих:

  • Иващенко С.Д. Сборник шахматных комбинаций (скачать)
  • Конотоп В.А., Конотоп С.В. Тесты для начинающих шахматистов (скачать)
  • Костров В.В., Рожков П.П. 1000 шахматных задач. Решебник. 1 год (скачать)
  • Конотоп В.А., Конотоп С.В. Тесты по тактике для шахматистов IV разряда (скачать)
  • Тишков А.А., Чепижный В.И. Шахматные задачи-миниатюры (скачать)
  • Конотоп В.А., Конотоп С.В. Тесты по тактике для шахматистов III разряда (скачать)

для более продвинутых учеников:

  • Конотоп В.А., Конотоп С.В. Тесты по тактике для шахматистов II разряда (скачать)
  • Блох М.В. Комбинационные мотивы. Учебное пособие (скачать)
  • Конотоп В.А., Конотоп С.В. Тесты по тактике для шахматистов I разряда (скачать)
  • Иващенко С.Д. Сборник шахматных комбинаций. Часть 2 (скачать)

Решать шахматные задачи можно самостоятельно, но в какой-то момент вашего понимания игры может не хватить, ведь кроме практических навыков нужно повышать и теоретические (не забываем, что переход к более сложным задачам, которые ребенок "не тянет", может вызвать отторжение от игры). Лучшим способом для этого является занятие с тренером (индивидуально или в группе). Если вы из Минска, то приходите на занятия к нам в шахматный клуб "Слонёнок"! Записывайтесь на первое ПРОБНОЕ занятие. На нем вы познакомитесь с нашим шахматным клубом, форматом занятий. Места проведения занятий - в районе торгового центра Рига и в мкр. Уручье. Ну а если нет - заниматься с тренером можно и  удаленно (онлайн).

ЗАПИСЬ НА ПРОБНОЕ ЗАНЯТИЕ
На пробном занятии вы познакомитесь с нашим шахматным клубом, форматом  занятий. Тренер оценит ученика и его перспективы 

Почему выбирают нас?

Разнообразно

Разнообразно

Однообразие всегда наскучивает. Поэтому мы все время удивляем ребенка: показываем ему новые грани шахмат, проводим занятия в разных форматах, чередуем теорию и практику.

Познавательно и полезно

Познавательно и полезно

Мы стараемся построить свои занятия так, чтобы они способствовали не только росту шахматного мастерства, но и помогали становлению личности. Мы не про "быстрее-выше-сильнее" любой ценой, не про достигаторство за счёт психического здоровья детей

Индивидуальный подход

Индивидуальный подход

Индивидуальная программа обучения в зависимости от уровня подготовки и личностных особенностей ребёнка. А также задач, которые ставят перед тренером родители.

Комфортно

Комфортно

Занятия проводятся небольшими группами в комфортных помещениях. Комната ожидания для родителей. Всегда в наличии - вода и горячий чай

Ответы на популярные вопросы

С момента прихода в наш клуб Ваш ребёнок ни минуты не будет сидеть без дела. Начинаем тренировку с решения задач на компьютере (у нас свой компьютерный класс!), кто нарешался – идёт играть с партнёром. Далее – материал от тренера. В зависимости от уровня подготовки детей материал может варьироваться – так, чтобы всем детям было интересно. Для первого года обучения перед занятиями с тренером – обязательный разгрузочный шахматный мультфильм (10-15 минут). Прошли новый материал – приступаем к закреплению навыков в практической игре…

В шахматах нет ограничения по возрасту. Есть ограничения по уровню развития ребёнка. Если Ваш ребёнок плохо взаимодействует с окружающим миром:

  • плохо воспринимает чужую речь;
  • не реагирует на поступки других людей;
  • не хочет коммуницировать – замыкается в себе;
  • и т.д.
Занятия шахматами это конечно исправят, но лучше начать с детского психолога. Если же с вышеуказанными пунктами проблем нет – ай-да на шахматы! 😊
Пример «вундеркинд» - Миша Осипов = 3 года. См. YouTube
Но, конечно, раньше-лучше!

Программа обучения для каждого ученика индивидуальна. Вопрос только в заинтересованности родителей в развитии своего ребёнка. Очень часто случается так: «Мы к Вам привели, а он три года разряд выполнить не может…» И тут выясняется, что в семью не удосужились даже купить шахматы и ребёнок делает домашние задания «на коленке».. ☹

Для учеников школы постоянно идут турниры с нормой выполнения разрядов, есть традиционный Межклубный турнир - «Детский Схевенинген», и, конечно, новогоднее первенство Клуба.

«никак!»
Для начала надо понять, что такое «способности к шахматам». Быстрый перебор вариантов? Позиционное чутьё? Способность строить логические цепочки? Пространственное воображение? Безудержная фантазия? Целеустремлённость? Уравновешенность? Крутая реакция? Повышенный самоконтроль? Умение переносить психические травмы? … Это далеко не всё! Но если Ваш ребёнок наделён хотя бы 80% от вышеперечисленного, то уже есть с чем работать в спортивном направлении. Если 20% - будем совершенствовать ребёнка, - шахматные победы придут сами. Если не придут шахматные, то придут жизненные! Без этих умений и свойств характера и в жизни ребёнку будет очень тяжело.

Нет временной шкалы. См. пункт выше. С полным комплектом психической подготовки для усвоения правил с хорошим педагогом достаточно 10-15 минут, но у некоторых детей усвоение правил занимает годы ☹.

«Освоить» можно целину. Шахматы – спорт. Спорт освоить нельзя. Можно выучить правила, можно выполнить разряд, можно стать чемпионом… Но никогда нельзя достичь совершенства. Шахматы с человеческой точки зрения бесконечны, значит до конца непостижимы. Лучше, чего можно достичь – стать сильнее всех остальных. Но об этом лучше спрашивать не у тренера, а у Чемпионов Мира. Иначе бы тренер не был бы Тренером, а был бы Чемпионом Мира 😊.